Интернет и террористические атаки на Америку

Перевод статьи оригинала на английском: The Internet and Terrorist Attacks on America

Приведенный ниже набор вопросов и ответов о влиянии недавней террористической атаки на Америку с точки зрения Интернета лег в основу интервью, которое я дал французскому онлайновому журналу NetEconomie. Интервьюером выступила журналистка Ариан Беки (abeky@neteconomie.com).

Вопрос: Как американский гражданин и консультант Computing & Communications в Университете Вашингтона, какова была Ваша реакция на нападения на Всемирный торговый центр и Пентагон 11 сентября 2001 года?
Вопрос: В чем главное отличие отношения к этой информации со стороны Интернета и других СМИ?
Вопрос: Как наличие мгновенной коммуникации влияет на нашу жизнь?
Вопрос: Как, по Вашему мнению, изменится мир после этих событий: Будет ли у нас новый “раппорт сил” между демократическими странами и террористическими группировками, которые могут нанести удар везде и в любое время, или нас ожидает третья мировая война?


(Вопрос) Как американский гражданин и консультант отдела вычислительной техники и коммуникаций Вашингтонского университета, какова была Ваша реакция на нападения на Всемирный торговый центр и Пентагон 11 сентября 2001 года?

Сначала это казалось нереальным и очень далеким, но вскоре поток сообщений в СМИ и многочисленные разговоры с людьми оказали на меня сильное влияние. Как и большинство американцев, я испытывал сильное чувство причастности к Америке и ее идеалам, и меня тронули многочисленные бдения и собрания. В нашем городском центре в Сиэтле люди оставили миллион (это реальное число, о котором сообщалось) букетов цветов, а в нашем университете, по моим оценкам, на бдение собралось 5000 человек, многие из которых пели и держались за руки.

Я был очень впечатлен тем, как быстро нашлись люди, готовые защитить и поддержать наших местных мусульман и арабов. Все известные мне мечети Сиэтла были усыпаны цветами и американскими флагами, в основном подаренными немусульманами. Мусульмане и немусульмане выстроились в шеренгу, рука об руку, махали проезжающим мимо машинам и стояли в бдениях, чтобы уберечься от репрессий. Конечно, были нападения на мечети и мусульман (или на других людей, таких как сикхи и суданцы-христиане, которых принимали за мусульман), но подавляющее большинство СМИ и людей, которых я видел, говорили о том, что к ним следует относиться как к соотечественникам-американцам. Это сильно контрастирует со Второй мировой войной, когда моя жена, японка по происхождению, выросла в концентрационном лагере в Айдахо, созданном нашим правительством. Возможно, мы чему-то научились.

Очень трогательным был поток помощи пострадавшим, когда радиостанции и телеканалы, школы, предприятия и простые люди переполняли банки крови и благотворительные организации своими пожертвованиями. Я никогда в своей жизни не видел такого объединения, такой общей цели и решимости, как в последние несколько недель.

Большая часть обычной жизни была приостановлена, телевидение и радио в основном сосредоточились на трагедии, спортивные и многие другие мероприятия были отменены, многие из нас на работе прервали свою работу и просматривали события и новости через Интернет.

(Q) В чем заключается основное различие между тем, как Интернет и другие СМИ обращались с этой информацией?


Существует много различий между информацией, предоставляемой через СМИ, и Интернетом. В первом случае информация поступает из очень небольшого количества источников (что усугубляется манией слияния национальных и международных компаний, поглощающей независимые группы), в объемах, форматах и последовательностях, определяемых небольшим количеством людей. Здесь мало места для обратной связи, мало возможностей для поиска ссылок на родственную информацию, повторения и изучения материала.


В отличие от этого, основными ограничениями Интернета являются его пропускная способность, ограниченная пропускная способность и атака вирусов. Некоторые опасались, что в условиях чрезвычайной ситуации, подобной этой, Интернет потерпит крах, однако, несмотря на наличие некоторых существенных проблем, в целом он работал нормально. Например, бывший коллега по работе на канале Disney сообщил, что у них наблюдался такой огромный рост объема, что они сначала подумали, что это атака “отказ в обслуживании”, но когда поняли, что происходит, то быстро оптимизировали контент, убрав большую часть графики и сжав файлы более чем в 10 раз, чтобы обеспечить стабильный поток информации. Лично я не ощутил никаких серьезных замедлений в работе ни Web-доступа, ни электронной почты.

Электронная почта оказалась очень эффективной в этой чрезвычайной ситуации: один из наших сотрудников должен был выступать в Пентагоне, но смог проинформировать всю нашу группу одним сообщением, что он в безопасности. Другая сотрудница воспользовалась Интернетом, чтобы найти фотографии Всемирного торгового центра, а затем создала абстрактную версию башен с пробоиной, которую она могла отправить по электронной почте в качестве вложения другим, чтобы выразить свои чувства.

Огромная сила Интернета заключается в том, что вы являетесь пилотом и можете лететь туда, куда хотите и когда хотите, в отличие от средств массовой информации, где вы являетесь всего лишь пассажиром, не имеющим никакого контроля. Например, вы можете выбирать альтернативные источники новостей с помощью потоковых медиа, например, потоковые медиа-передачи BBC в Интернете, которые многие из нас смотрели на работе и которые давали нам возможность взглянуть на ситуацию с другой стороны, чем американские передачи.

Но, на мой взгляд, именно группы новостей в Интернете дают наибольшую возможность для самовыражения. Они не только знакомят с альтернативными мнениями и позволяют высказать свое собственное, но и ставят под сомнение ваши убеждения путем критики (я обнаружил, что если я допускаю существенные ошибки, другие участники группы новостей часто быстро меня поправляют). Например, я давно интересуюсь космическими технологиями, но средства массовой информации и правительственные агентства всех стран убедили общественность и большинство ученых в том, что космические полеты ДОЛЖНЫ быть баснословно дорогими, сложными и рискованными, подходящими только для астронавтов-героев. Те из нас, кто имеет научное образование и доступ к экспертному мнению в группах новостей (технически ориентированных), знают, что нынешние затраты смехотворны, совершенно не нужны и являются политической конструкцией.

Что касается нынешней атаки, то большинство американцев смотрят на мир через средства массовой информации и крайне невежественны в отношении других культур и особенно последствий американской внешней политики, которую они считают благотворной и направленной на развитие демократии. Так считал и я, пока не познакомился с американцами, которые работали за рубежом в Корпусе мира или в качестве исследователей и представляли совершенно иную картину американской политики, в которой мало интереса к местным народам и культурам, а доминируют интересы бизнеса и обеспечение доступа к ресурсам.

Но до появления Интернета, если бы у меня не было этих контактов, я не имел бы представления о причинах неприязни к Америке. Теперь эти взгляды доступны любому, у кого есть дешевый ПК и доступ к Сети. Похоже, что они просачиваются и в основные средства массовой информации, поскольку я все чаще вижу дискуссии о нашей склонности поддерживать репрессивные режимы, которые поддерживают наши экономические интересы.

(Q) Как влияет на нашу жизнь наличие мгновенной связи?

Французские энциклопедисты XVIII в. горячо верили, что большая часть зла в мире происходит от недостатка информации и что если бы она была доступна в свободном доступе, то мир стал бы намного лучше. Однако после выхода в свет их трудов в мире по-прежнему происходили кровавая французская революция, продолжалось массовое рабство, велись разрушительные современные войны, был Холокост, существовал необычайно бесчеловечный режим Пол Пота и многие другие злодеяния. Таким образом, очевидно, что одного доступа к информации недостаточно.

В скором времени мгновенная связь станет еще более мгновенной. Если раньше наше общение было привязано к определенным местам, например, к телефону или телевизору дома или на работе, то с появлением мобильных телефонов и Web-браузеров на ПК оно доступно практически везде. Менее чем через 10 лет носимые компьютеры с полнофункциональными гарнитурами и большинством поддерживающих их инфраструктур обеспечат весь спектр современных коммуникаций в значительно расширенном виде: широкоэкранный 3D-телевизор, видеомагнитофон, радио, CD-плеер, электронная почта, фотоаппарат, видеокамера, компьютер, видеоигры, газета, книги, журналы, карты, схемы и т.д.

В частности, камеры будут повсюду, и достаточно будет посмотреть на сцену, сделать жест или звук, и ваши камеры сделают снимок и автоматически сохранят его с отметкой времени-даты-GPS-местоположения, а также с несколькими ключевыми словами, которые вы произнесете для того, чтобы его можно было легко найти. Это относится и к видеороликам.

Несмотря на то, что такие технологии позволят нам сохранять настоящую фотографическую память и запечатлевать сцены, которые могут помочь в раскрытии или предотвращении преступлений, они сильно повлияют на нашу частную жизнь и подвергнут нас не только потокам, возможно, бесполезной, вводящей в заблуждение и неточной информации, но и вредоносным компьютерным вирусам, которые могут поставить под угрозу нашу личность и безопасность.

Хотя многие из нас, работающих в информационной индустрии, с нетерпением ждут таких перспектив, большинство людей ищут не новую информацию, а подтверждение своих текущих убеждений, и ограничивают свой доступ к источникам, которые вызывают у них приятные ощущения, а не бросают вызов и информируют.

(Q) Как, по Вашему мнению, изменится мир после этих событий: Будет ли у нас новый “раппорт сил” между демократическими странами и террористическими группировками, которые могут нанести удар везде и в любое время, или нас ожидает третья мировая война?

Я чередую оптимизм и пессимизм. С одной стороны, я вижу технологии, способные уменьшить деструктивность американской внешней политики, способствующей этим атакам: Упомянутые выше носимые компьютеры, работающие от тепла и движения тела и весящие менее полукилограмма, могут заменить несколько сотен фунтов и несколько сотен ватт материалов и энергии, потребляемых большинством семей, а также сотни и тысячи фунтов газет, книг и журналов в год; топливные элементы, значительно снижающие потребление энергии и материалов; возобновляемые источники энергии, такие как ветер и солнце, наряду с охраной природы, могут значительно снизить огромное потребление Америкой материалов и сделать ненужным наше вмешательство в дела других стран.

Однако Интернет постоянно открывает новые возможности для атак. Террористы не только активно использовали Интернет для планирования и координации своих атак (ФБР теперь отслеживает электронную почту, используемую злоумышленниками, на общедоступных сайтах, таких как библиотеки), но Интернет и все, что он контролирует, необычайно открыты для атак. Только сегодня мне пришлось загружать патчи для защиты от вируса Nimda, который может заразить вас, просто заглянув на Web-страницу.

Наши эксперты по безопасности в университете продемонстрировали, что командные и управляющие функции многих объектов нашей инфраструктуры, таких как трубопроводы, плотины, водоснабжение, электрические сети, транспорт и другие, открыты для атак со стороны знающих людей. В настоящее время они тратят большую часть своего времени на отражение атак из неизвестных и не отслеживаемых источников. Сочетание дешевых ПК, легкого доступа к Интернету, дыр в системе безопасности, которые постоянно открываются по мере выпуска новых продуктов и обновлений, и открытости американского общества сделало нас очень уязвимыми.

Но подобно тому, как паразиты в биологических системах дали сильнейший толчок биологической эволюции, я надеюсь, что наши усилия по борьбе с хакерскими “паразитами” быстро приведут к развитию гораздо более надежного Интернета, повышающего нашу безопасность, наряду с резервными системами, находящимися под ручным управлением.